Разрешительный режим на кассах

ВАЖНО! Разрешительный режим работает на версии LIFE POS 6.2 и выше и в новом ЕЛК

Содержание.

  1. В каких случаях применяется?
  2. Как было/как будет?
  3. Причины по которым товар не прошел проверку?
  4. Какие товары онлайн-касса будет проверять?
  5. Что делать, если в момент продажи нет доступа в систему «Честный знак»?
  6. Какого бизнеса нововведения не касаются?
  7. Как включить разрешительный режим на кассе?
  8. Обновление версии LIFE POS

В каких случаях применяется?

Бывает, что сотрудники магазина не успели убрать с полки просроченный товар, а покупатель не посмотрел срок годности и взял его. Или у товара проблема с маркировкой. Чтобы некачественный товар не попал к потребителю, в прошлом году Правительство выпустило Постановление — с 1 апреля 2024 года онлайн-кассы должны работать в разрешительном режиме.

Разрешительный режим на кассе означает, что онлайн-касса должна блокировать продажу товаров если система «Честный знак» выявила нарушение.

Нововведение касается только маркированных товаров и продаж в рознице. К 1 апреля продавцы, которые реализуют товары из утвержденного списка, обязаны самостоятельно обновить кассовый софт, чтобы онлайн-кассы и смарт-терминалы начали работать в разрешительном режиме.


Как было/как будет?  

До 1 апреля: продавец на кассе сканирует код маркировки, касса добавляет его в чек, кассир нажимает оплатить, покупатель оплачивает, касса отправляет данные в ОФД, а ОФД отправляет далее в «Честный знак». 

С 1 апреля: касса автоматически отправит данные в «Честный знак», как только продавец отсканирует код маркировки.

Вот как должна происходить продажа маркированных товаров из утвержденного списка:

Кассир как обычно сканирует коды маркировки на товарах, и данные о них попадают в кассу
Онлайн-касса направляет запросы в систему маркировки «Честный знак»
Касса получает ответ от системы и показывает продавцу результат проверки
Если касса получает положительный ответ от «Честного знака», она добавит товар в чек. Если система зафиксирует нарушение, кассир увидит на экране онлайн-кассы сообщение, с указанием причин запрета продажи. 

Пример сообщения, которое  покажет касса, если товар не пройдет проверку в «Честном знаке»:


Причины по которым товар не прошел проверку могут быть такие:

Код маркировки не найден в Честном знаке
В Честном знаке нет информации что код нанесен на товар
Код маркировки еще не введен в оборот
Товар с таким кодом уже продали
Истек срок годности товара
Действие с товаром заблокировано
Продажа товара заблокирована по решению органов власти
Обратите внимание — закон требует блокировать продажу просроченного товара, то есть онлайн-касса уведомит продавца о проблеме и не даст пробить товар. 


Какие товары онлайн-касса будет проверять:

ВАЖНО! Не все маркированные товары будут проверяться. На 2024 год список такой:

С 1 апреля:

  • Пиво в кегах
  • Слабоалкогольные напитки в кегах
  • Табачная, никотиносодержащая и безникотиновая продукция

Для табака с 1 апреля дополнительно будет контролироваться цена.

С 1 мая — в крупных сетевых магазинах

  • Молочная продукция
  • Вода в упаковках

С 1 сентября — во всех розничных магазинах:

  • Молочная продукция
  • Вода в упаковках

С 1 ноября:

  • Одежда
  • Обувь
  • Фотоаппараты
  • Антисептики
  • Духи
  • Шины
  • БАДы
  • Пиво в упаковках
  • Слабоалкогольные напитки в упаковках
  • Для пива и напитков в кегах проверка также остается.

В 2025 году список дополнится безалкогольными напитками, соками, морсами, квасом и другими товарами.


Что делать, если в момент продажи нет доступа в систему «Честный знак»?

При продаже могут возникнуть технические сложности, как на стороне продавца, там и на стороне системы «Честный знак».

В этих случаях закон разрешает продажу товара без проверки:

Если сложности на стороне продавца, например, у вас пропал интернет и онлайн-касса не может отправить запрос в «Честный знак». При этом необходимо устранить проблему в течение 72 часов.

Если проблемы на стороне «Честного знака»: система ввела режим «аварийной ситуации» или проверяет код маркировки дольше 1,5 секунд. При длительной проверке можно не дожидаться ответа от системы, а в течение «аварийной ситуации» и 3 дней после ее окончания коды разрешено не проверять.


Какого бизнеса нововведения не касаются?

Требования правительства касаются индивидуальных предпринимателей и компаний, которые продают маркированные товары в розницу, то есть конечному потребителю, а не посреднику. Но есть исключения — нововведения по запрету не касаются бизнесменов, которые:

торгуют в местностях, где нет сетей связи и потому освобождены от применения онлайн-касс;  
не считаются участниками оборота маркированных товаров;
при продаже в общепите указывают код товара, а нет код маркировки;
торгуют через вендинговые автоматы;
торгуют по образцам или дистанционным способом при отгрузке со склада хранения для доставки.


Как включить разрешительный режим на кассе?

  1. Получите в личном кабинете «Честного знака» специальный ключ доступа для проверок товаров с маркировкой. 

В личном кабинете «Честного знака» зайдите в раздел профиль:

Нажмите кнопку «сгенерировать токен»:

В Личном Кабинете LIFE POS включите расширение «Разрешительный режим на кассе» и укажите полученный токен.

В ЛК перейдите в раздел «Настройки» -> «Юридические лица» и нажмите на иконку редактирования в правом верхнем углу:

В открывшемся окне укажите токен, который получили в ЛК «Честного знака»:

Далее перейдите в раздел Настройки ->Точки продаж, выберите нужную точку продажи и кликните на кнопку «Добавить расширение» -> «Прочие расширения»:

Включите «Разрешительный режим» и нажмите «Сохранить»

Если у вас несколько торговых точек, вы можете включить разрешительный режим сразу для всех.

Нажмите «Применить ко всем торговым точкам» -> «Сохранить» .


ВАЖНО! Обновите кассовую программу LIFE POS до версии 6.2:

RuStore

NashStore

Google Play

AppGallery

В приложении после добавления товара кликните на кнопку "Оплатить". Если есть маркированные товары без кода маркировки - приложение попросит досканировать коды. Далее запустится проверка в "Честном Знаке".

  1. Если коды успешно проверены клиент перейдет к оплате.
  2. Отрицательная проверка - приложение покажет предупреждение, что продажа запрещена, с указанием товара и причин запрета продажи.

  3. Если нет интернета или "Честный знак" недоступен, или ответ занимает более 1,5 сек - предупредим, что не удалось проверить коды. Пользователь сам решает продавать такие товары или нет.